Фото: Baltphoto/ Роман Киташов

Мастерская Аникушина и Приморский рынок приобретут охранный статус

В ближайшем будущем перечень вновь выявленных объектов культурного наследия расширят на два здания на Петроградской стороне.

Совместно с Санкт-Петербургским союзом архитекторов, Смольный работает над разработкой методики выявления и сохранения объектов советской архитектуры 50-80-х годов. В декабре 2021 года Комитет по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры получил список из 18 зданий Петербурга, которые могли бы быть признаны объектами культурного наследия.

На первой встрече в январе 2022 года в новый перечень уже включили здание Театра юных зрителей, здание корпуса №5 Электротехнического института (ЛЭТИ), монумент Героическим защитникам Ленинграда, Яхт-клуб, Жилой дом (Большой Сампсониевский проспект, 108), здание института «ЛенНИИпроект» и жилой дом на Троицкой площади.

Также КГИОП сообщил о планах включить в перечень Приморский рынок на Малом проспекте П.С. и мастерскую М.К. Аникушина.

В настоящее время продолжается работа по выявлению других объектов культурного наследия. Решено провести комплексное рассмотрение не только объектов модернизма, но и других архитектурных стилей XX века, включая конструктивизм и советскую неоклассику.

Тем не менее, эксперты уже пришли к единому мнению о необходимости сохранения здания Финляндского вокзала, гостиницы «Прибалтийская», морга Покровской больницы с траурным двором и еще девяти объектов советского периода. Все здания были включены в закон о границах объединенных зон охраны объектов культурного наследия.

Вяземский переулок, 8, известен как местоположение дома-мастерской скульптора Михаила Аникушина. Это здание было построено по проекту архитектора Филиппа Гепнера в 1968-1969 годах. Приморский рынок (в нынешнем виде) был построен в 1953-1955 годах по проекту архитекторов Олега Голынкина и Льва Хидекеля.

Дом-мастерская Михаила Аникушина является выдающимся примером модернизма с активным силуэтом. Витражное остекление в здании имеет исключительно функциональное значение, так как скульптору необходимо естественное освещение. Здание Приморского рынка, с другой стороны, представляет собой пример советского неоклассицизма. Разбивка на три части и световые фонари создают уникальный образ здания.